Top.Mail.Ru
Листая старый календарь

Листая старый календарь: 15 июля 2011 год

Опубликовано: 15 июля 2011 года
Листая старый календарь: 15 июля 2011 год
Бедный Гоголь. Тайна одного монументального подлога. Автор нашей краеведческой рубрики Валерий Скорбилин готов поведать слушателям почти  детективную историю  местного масштаба.

"Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном". С такой просьбой в своё время обратился к потомкам Николай Васильевич Гоголь, великий писатель земли русской. Однако избавить гения от его посмертных изваяний у потомков как-то не получилось. Да ведь именно Гоголю и досталась такая посмертная судьба - украшать скверы, парки, санатории, площади и терпеть всяческие истории с его памятниками. Больше всего удручают бюсты Гоголя, понатыканные в самых неожиданных местах. Разумеется, их ставили волнами - к 100-летию, к 150-летию рождения писателя. Попал в эту волну и губернский Владимир...

100 лет назад, летом 1911 года во Владимире был установлен памятник Гоголю. При том что автор "Мёртвых душ" и "Ревизора" в городе на Клязьме никогда не бывал. Однако его имя дано одной из уютных улочек в историческом центре. Бывший Куткин переулок, носивший имя домовладелицы Куткиной, был в своё время переименован в улицу Гоголя. А в 1910 году, уже после 100-летнего юбилея писателя, отмеченного годом раньше, владимирская Городская дума заказала московскому скульптору Алексею Александровичу Аладьину бюст писателя для установки перед зданием реального училища у Золотых ворот. Сегодня там находится один из факультетов Гуманитарного университета. Аладьин был не последним скульптором в Москве, к примеру, его лепнина украшает фасад и залы здания Московской консерватории. До этого заказа Аладьин выполнил барельефы Столетова и Менделеева для фасада Реального училища. Но с бюстом Гоголя началась сущая канитель.

Вообще-то Городская дума в феврале 1910 года озадачила Аладьина сначала заказом на памятник Тургеневу, но затем изменила его на Гоголя. Аладьин прислал городскому главе Николаю Сомову проект бюста, который был одобрен. На тыльной стороне памятника предполагалась гоголевская цитата: "Определено мне чудной властью озирать всю громаднонесущуюся жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, невидимые ему слёзы". Однако Сомов предложил поместить эту надпись не сзади постамента, а по бокам его.  Затем появилась модель бюста, которую Сомов ездил смотреть в Москву, после чего модель смотрели уже во Владимире. Пока скульптор занимался отправкой бюста, в губернском центре готовили постамент. В октябре скульптурный Гоголь прибыл во Владимир железной дорогой. Пока утверждали место для памятника, подкатили морозы. Установку решили отложить до весны. За это время заказчики повнимательнее вгляделись в облик Николая Васильевича и нашли, что он не соответствует аладьинскому чертежу. Скульптор, в свою очередь, обиделся на то, что ему не заплатили до сих пор обещанных 300 рублей за работу. Отношения заказчика и исполнителя были испорчены.

Только в конце апреля 1911 года начались работы по окончательной отделке памятника. Надпись спереди  была лаконичной: "Н.В.Гоголь.1809-1909". Вверху постамента - барельеф из трёх венков, внизу - барельеф в виде лиры и гусиного пера, перевитых венком. На следующий год памятник Гоголю у здания Реального училища заключили в металлическую ограду. Впрочем, буквы, составляющие надпись, стали отпадать почти сразу после открытия бюста. Образ Николая Васильевича, видимо, здорово обветшал к 1950 году, когда памятник за одну ночь демонтировали и переставили на площадку у Первомайского сквера перед Никитской церковью. Место же на постаменте  Гоголя занял бюст советского литературоведа и цензора Лебедева- Полянского. Фельетон под названием "Таинственное исчезновение" опубликовала газета "Призыв". Как выяснилось, памятник не был зарегистрирован в Комитете по делам культуры и вообще, нигде не числился. Следовательно, и реставрировать его было некому. Ничейный великий писатель провожал взглядом автотранспорт примерно до середины 80-х годов, а затем и вовсе исчез.

В июле 2002 года ремонтные рабочие, спустившиеся в подвал деревянного дома №9 по улице Никитской, ахнули от неожиданности. За деревянными щитами они обнаружили томившегося в простенке классика. Сотрудники расположенной в доме Лаборатории судебных экспертиз оповестили об этом журналистов. Впору было воскликнуть, как некогда Некрасов Белинскому: "Новый Гоголь явился!". И местные СМИ хором провозгласили обретение  аладьинского бюста исторической находкой. Между тем, Гоголь оказался действительно новым. Достаточно, сравнить черты "первого" и "второго", чтобы понять: это же разные люди! "Новый" Гоголь отнюдь не является шедевром, выглядит как ученическая работа или пробная модель, к тому же сделанная из так называемого временного материала. Но на такие мелочи журналисты не обратили внимания. Бюст Николая Васильевича установили в центре Никитского сквера, объявив, что найден тот самый Гоголь работы скульптора Аладьина. А классик стоит себе молча на постаменте и с горькой усмешкой глядит  на потомков: всё-таки поставили ему "недостойный христианина памятник". И "невидимые миру слёзы" стоят в его глазах.


Выберите рассылку