Top.Mail.Ru
Листая старый календарь

Листая старый календарь: 1 июля 2011 год

Опубликовано: 1 июля 2011 года
Листая старый календарь: 1 июля 2011 год
Барышня из Меленок - "Козырная дама русского футуризма". Кого же наградили столь пафосным  прозвищем в отечественной культуре, нам расскажет автор краеведческой рубрики Валерий Скорбилин.

125 лет назад, 21 июня или 3 июля по нынешнему календарю, 1886 года в уездном городке Меленки Владимирской губернии появилась на свет девочка, которую назвали Олей. Её отец, служивший уездным исправником личный дворянин Владимир Розанов и добропорядочная мать и думать не могли, что дочь их станет яркой революционеркой. Не на классовых баррикадах, а в создании нового искусства начала 20-го века. То была самая волнующая и прекрасная эпоха в искусстве, которое жило ожиданием невиданных мятежей, говоря словами Блока, и в котором женщины творили наравне с мужчинами. В числе знаменитых художниц тех лет была и Ольга Розанова. Но при чём тут козырная дама?

После переезда Розановых из Меленок во Владимир Ольга в 1904 году окончила в губернском городе женскую гимназию, то есть нынешнюю школу №1 неподалёку от Золотых ворот. Девочка росла в окружении древнейших белокаменных соборов. И даже после того, как стала жить в Москве, получая там художественное образование, часто наведывалась к родителям во Владимир, а летние месяцы вообще проводила в городе над Клязьмой, занимаясь живописью и графикой. Из дневника Ольги Розановой: "С поезда в церковь. Наслаждалась видом куличей, украшенных сахарными голубями и золотистыми листьями, барашками и розами...У меня в комнате от массы деревянных игрушек, которые я купила во Владимире, от пёстрых подушек на стульях и от красивых образов уютно, располагает к работе". На письмах художницы указан владимирский адрес: Борисоглебская улица (сейчас - Музейная), дом Орловой, №44. "Во Владимире больше на весну похоже , чем в Москве. ...Вообще чистосердечные пейзажи.", писала Розанова. Это удивительное определение - "чистосердечные пейзажи" - точно характеризует первую крупную серию работ, созданную во Владимире на рубеже 1910-х годов. Среди них и пейзаж с извозчиком, сохранивший вид той улицы, на которой жила художница. Однако певцом патриархальной старины ей было стать не суждено.

Решающую роль в творческой судьбе Ольги Розановой сыграла поездка в Петербург в начале 1910 года. Здесь она познакомилась с Маяковским, художниками Филоновым, Татлиным, Малевичем. Позднее к ним добавились поэты Хлебников и Кручёных. Вся эта творческая компания активно проповедовала "новое искусство", призывавшее порвать с традиционными формами и в слове и в изображении, и провозгласившая себя футуристами, то есть людьми будущего. Ольга Розанова с упоением погрузилась в художественный авангард. Она обратилась к экспериментам в области композиции и цвета, отдала дань и беспредметному искусству. то есть абстракционизму. Иллюстрировала книги поэтов-футуристов, участвовала в выставках "Союза молодёжи", которые у многих вызывали неприятие. В диспутах раскрылся полемический дар Розановой, именно она выступила с ответом знаменитому искусствоведу Александру Бенуа на его статью "Кубизм или Кукишизм?" В 1916 году художница вступмла в объединение "Супремус", созданное автором будущего "Чёрного квадрата" Казимиром Малевичем, но не стала последователем его творческого пути.


В 1915 году Розанова предстала в неожиданном ракурсе: экспозиция называлась "Червовая Дама русского авангарда" и включала серию живописных работ "Игральные карты". Это была сильная и смелая живопись. тогда-то и родилась оценка художницы как козырной дамы футуристических поэтов и художников. Поэт Алексей Кручёных посвятил ей свою книжку с надписью "Первой художнице Петрограда". Маяковский напечатал цикл из трёх стихотворений с посвящением: "Светлой О.В.Р.- эти стихи." Художник Митурич придумал для неё яркое имя - Ольроз. Фотограф и скульптор Родченко восклицал: "Живописец-изобретатель! Революционер искусства!". Ольга Владимировна Розанова была, как писал поэт Бенедикт Лившиц, крупной индивидуальностью, человеком, твёрдо знавшим, чего хочет в искусстве, и шедшим к намеченной цели, особыми, не похожими ни на чьи другие путями.

В революционные годы Розанова активно занималась культурным строительством. работала в наркомпросе и Пролеткульте, стала одним из инициаторов создания Музея живописной культуры. Но больше всего сил Ольга Владимировна отдала созданию Государственных свободных художественных мастерских во Владимирской губернии. Однако жизнь замечательного мастера оборвалась внезапно и нелепо. Как свидетельствовал один из её современников, "утром седьмого ноября 1918 года, в день октябрьской годовщины, когда по улицам, украшенным плакатами и флагами, под звуки музыки двигались стройные колонны манифестантов, в Солдатенковской больнице умирала от дифтерита член Художественной коллегии - художница Ольга Владимировна Розанова". Ей шёл только 33-й год... Сохранилась прекрасная фотография Розановой на смертном одре, сделанная Родченко. К сожалению, была утрачена могила художницы в Новодевичьем монастыре. Далеко не всё сохранилось до наших дней из каталога её Посмертной выставки, на которой было представлено 250 работ. В советское время искусство Ольги Розановой находилось в забвении, но сегодня мы открываем его и понимаем, что девочка, родившаяся 125 лет назад в уездном городе Меленки Владимирской губернии, осталась в русской культуре 20-го столетия навсегда.
Выберите рассылку