Как русский крестьянин растрогал песней великого Вагнера. Очередную главу нашей традиционной краеведческой рубрики открывает её автор Валерий Скорбилин.
130 лет назад, 29 октября 1881 года, во Владимире скоропостижно скончался Иван Евстратович Молчанов, русский певец-самородок, чьё имя было широко известно и в мужицких кабаках, и в аристократических салонах, и в кругу композиторов-профессионалов. Между тем, ни в одном общероссийском справочном издании вы не найдёте точной даты и места смерти Молчанова. В лучшем случае они сообщают об октябре 1881 года, некоторые при этом ещё указывают Санкт-Петербург. А правда заключается в том, что запись о кончине Молчанова была обнаружена научным сотрудником Государственного архива Владимирской области Георгием Овчинниковым в метрической книге Николо-Златовратской церкви губернского Владимира. Жаль, что для широкого круга историков российской музыки это открытие пока остаётся неведомым.
Иван Молчанов родился в селе Красном близ Костромы 21 марта 1818 или 1817 года. В ряде источников можно встретить даже 1809 год, и он-то, скорее всего, ближе к истине. Отправившись в Москву, крестьянский сын стал обучаться ремеслу золотаря, прямо скажем, губительному для здоровья, ибо приходилось дышать парами ртути. Не удивительно, что в конце концов Молчанов стал инвалидом и бросил свой ядовитый кусок хлеба. Неизвестно, с чего запел Иван Евстратович, стал собирать народные песни, да таким знатоком в этом деле утвердился, что сегодня и представить трудно. Даром что фамилию носил совершенно несообразную его глубокому, красивому баритону. А ещё он собирал хоры из товарищей-мастеровых и выступал с ними в московских трактирах. Там его случайно услыхал полковой учитель пения Лебедев. В 1834 году Ивану Евстратовичу поручили учить пению солдат Суздальского полка, а позднее и всех полков Москвы, чем он занимался почти 30 лет. В начале 1850-х Молчанов создал из служилых песенников, увольнявшихся в запас, первый профессиональный народный хор, выступал с ним на народных гуляньях в Петербурге на Царицыном лугу, в Москве и провинциальных городах. Певец-самородок был к тому же сочинителем песен, из которых стала всенародно известной "Было дело под Полтавой". Само это название превратилось со временем в крылатое выражение. В середине 19 века вышли в свет "Знаменитый русский и цыганский песенник", "Собрание песен, исполняемых хором Ивана Молчанова" и другие сборники. Поразительно, что только на 51-м году жизни Иван Евстратович начал учиться музыкальной грамоте.
Кто же были они, учителя Ивана Молчанова? В 30-е годы позапрошлого века сторожем при строящемся храме Христа Спасителя жил Яков Иванов, некогда служивший в Потешной роте Петра. Ему было 130 с лишком лет, любил старик петь и вспоминать старое время. Молчанов успел многое запомнить и записать из рассказов Якова Иванова. "Петь песню как можно простее...чтобы голос выходил из груди свободно, не через силу....слова чтобы были выговорены". Некоторое время брал Молчанов уроки пения у известного писателя и музыканта Владимира Одоевского. В его дневнике 1863 года есть запись: "После обеда пришёл Молчанов, пел, и Вагнер прослезился со словами: "Er hat mir geruhrt.." (Он меня растрогал). Кроме великого немецкого композитора-симфониста, гостившего в России, Молчанова знал и очень ценил Михаил Глинка, записавший с его голоса несколько народных песен. Хор Молчанова состоял из 25-30 человек. Это были мальчики, вверенные его попечению родителями, или круглые сироты, которых он содержал на собственные деньги. Дети учились грамоте, Закону Божьему и получали музыкальное образование. Ещё раз процитируем Владимира Одоевского: "Пение хора этого почтенного человека должно быть предметом особого изучения со стороны всякого, желающего следить за историей и развитием нашего музыкального элемента".
Молчанов создал школу русских народных певцов и хормейстеров, которые из поколения в поколение передавали своеобразную, "молчановскую" манеру исполнения русских песен. В хоре Молчанова получили, можно сказать, музыкальное воспитание впоследствии известные певцы русской оперной сцены - Кольцов, Павлов, наш земляк Красовский и другие. До нас, к счастью, дошёл фотографический портрет Ивана Евстратовича, с которого глядит типичный русский крестьянин, с крупными чертами лица, прямым пробором и седой окладистой бородой. Хотя прослезиться, подобно Вагнеру, от голоса русского певца-самородка 19 столетия мы, к великому огорчению, не сможем. Как и указать его могилу на старом Князь-Владимирском кладбище: место её нам неизвестно. Неожиданно владимирская земля оказалась 130 лет назад последним пристанищем гениального русского мужика, который, видимо, выступал со своим хором в губернском городе и враз занедужил и отдал Богу душу вдали от шумных российских столиц, которые ждали его возвращения. Да так и не дождались.