Top.Mail.Ru
Листая старый календарь

Листая старый календарь: 9 декабря 2011 год

Опубликовано: 9 декабря 2011 года
Листая старый календарь: 9 декабря 2011 год
Хроника пикирующего бомбардировщика: женский вариант. Подробности очередной главы нашей традиционной краеведческой рубрики узнаем от её автора Валерия Скорбилина.

В доме-музее отца русской авиации Николая Егоровича Жуковского, что находится в деревне Орехово Собинского района, обращает на себя внимание фотография военной поры, на которой женщина в майорских погонах стоит на фоне бомбардировщика. Под снимком подпись: "Е.Д. Тимофеева, заместитель командира авиационно-бомбардировочного полка, уроженка дер. Ручейки Юрьев Польского района. Первая в мире женщина, поднявшая в воздух бомбардировщик ПЕ-2". А теперь о том, что не сообщает музейная экспозиция: 10 декабря исполнится 100 лет со дня рождения замечательной лётчицы.

Ручейки-деревенька километрах в пяти к западу от Юрьева-Польского. В 1922 году Женя Тимофеева окончила здесь сельскую четырёхклассную школу, потом в райцентре семилетку и вернулась помогать отцу с матерью. Ещё через пару лет, несмотря на слёзы родителей, приехала искать счастья  в городе Иваново, устроилась на известную ткацкую фабрику "Красная Талка". Девушке нравилось трудиться здесь, она приобрела специальность, считалась активной комсомолкой, но... крутой поворот в судьбе случился внезапно. Услыхав, что идёт набор в лётные училища, Женя Тимофеева без раздумий решила стать лётчицей. Небом в СССР 30-х годов буквально "заболевали" тысячи молодых людей. То и дело поступали сообщения о небывалых по  дальности  перелётах советских пилотов: и не только мужчин во главе с легендарным уже Валерием Чкаловым, но и женщин. В 1938 году три небесные "сестры" - Полина Осипенко, Валентина Гризодубова, Марина Раскова - перенеслись из Москвы на Дальний Восток на отечественном самолёте "Родина". В тот год Евгения Тимофеева уже была курсантом лётной школы гражданской авиации в Тамбове. И думать не могла, что жизнь сведёт её с самой Мариной Расковой.

Великая Отечественная война застала Тимофееву в Минеральных Водах, где она работала на курсах высшей подготовки "слепого" и ночного полётов. Она не раз собиралась обратиться с просьбой о направлении в действующую армию, да что-то не слыхала о том, чтобы женщины-лётчицы воевали на фронте. И вдруг узнала, что Герою Советского Союза Марине Расковой поручено формирование женского авиационного полка. Туда требовались опытные лётчицы - такие, как Евгения Тимофеева. Им должны были доверить современные самолёты взамен снятых с производства СУ-2, на которых девушки тренировались. Главное командование приняло решение создать женский полк пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, которые начали выпускать только перед началом войны. Их ещё не успели толком освоить и мужские экипажи, но обстановка на фронте заставляла расширить круг потенциальных лётчиков. Ведь экипаж ПЕ-2 состоял из трёх человек: пилота, штурмана и стрелка-радиста. Самолёт был грозной для врага, но довольно сложной в управлении машиной. Она имела 5 пулемётов и брала свыше 1000 килограммов бомбозапаса, обладала сильным запасом прочности и допускала большие перегрузки. Не все мужчины без волнения садились за штурвал пикирующего бомбардировщика, а летать на ПЕ-2 женщине, да ещё в то время, когда решалась судьба страны, было на грани подвига. Но сами женщины об этом не думали.

В июле 1942-го в полк Марины Расковой прибыли два десятка новеньких ПЕ-2. Командир полка решила, что лучше Евгении Тимофеевой с пробным вылетом никто не справится. Она должна была развеять все сомнения в том, способны ли женщины овладеть такой машиной, или... Командира эскадрильи Тимофееву отличали необыкновенная выдержка и сила воли. Немногие догадывались, что творится в душе этой женщины, у которой муж, тоже военный лётчик, погиб на фронте, а о судьбе двоих детей, оставшихся с бабушкой в Минеральных Водах, она ничего не знает. Первый полёт Тимофеевой за штурвалом пикирующего бомбардировщика показал ещё раз , что она-первоклассная лётчица. Через некоторое время приступила к полётам и сама Раскова. Славная лётчица погибла в январе 43-го при перелёте в сложных метеоусловиях, и вся тяжесть командования полком легла на плечи гвардии капитана, а впоследствии майора Евгении Тимофеевой. Лишь по окончании войны наша землячка вновь встретилась со своим первым командиром: на Красной площади она положила цветы и дала волю слезам у плиты в Кремлёвской стене с надписью "Марина Раскова".

470 боевых вылетов, почти 100 суток полётного времени, 45 тонн сброшенных бомб-это арифметика военных будней Евгении Тимофеевой. Она водила в бой женские экипажи численностью от трёх до 27 самолётов. Несколько благодарностей Верховного главнокомандующего, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, медали "За оборону "Сталинграда", "За оборону Кавказа", "За взятие Кёнигсберга". Непонятно, почему среди наград воздушного аса Тимофеевой не оказалось звания Героя Советского Союза. Удивительно и другое: за всю войну её самолёт подбили лишь однажды , но лётчице высокого класса удалось посадить машину и отделаться сотрясением мозга. Евгения Дмитриевна Тимофеева прожила долгую жизнь и умерла на украинской земле в городе Винница 13 июня 1992 года. Наверняка не однажды она смотрела культовый советский фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика". И, конечно, наизусть знала песню, в которой поётся "первым делом, первым делом, самолёты. -Ну, а девушки? -А девушки потом".  

Выберите рассылку