Top.Mail.Ru
Листая старый календарь

Листая старый календарь: 6 апреля 2012 год

Опубликовано: 6 апреля 2012 года
Листая старый календарь: 6 апреля 2012 год
Горящая корова и летающий мужик как свидетельства эпохи. Об очередной знаменательной дате радиослушателям расскажет ведущий нашей краеведческой рубрики Валерий Скорбилин.

80 лет назад, 4 апреля 1932 года, в селе Завражье Ивановской промышленной области родился будущий великий человек. Естественно, никто не подозревал об этом. Не знали этого и родители малыша: советские интеллигенты Арсений и Мария Тарковские. Юноша пытался изучать востоковедение, геологию, но вовремя бросил и окончил ВГиК. Страшно подумать, что этого могло не произойти, и тогда человечество никогда бы не узнало  имя великого русского кинорежиссёра Андрея Тарковского и не увидело его гениальных фильмов. Один из которых целиком был снят на Владимирской земле.

Когда весной 1965 года у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале был вырыт котлован, жители встревожились не на шутку: неужели рядом с древним памятником начнётся стройка? Но прошло время, и в котлован уложили по частям огромный чугунный колокол. Это было необходимо для съёмок одной из новелл фильма "Страсти по Андрею", известного позже как "Андрей Рублёв". Из дневника Андрея Тарковского: "С вертолёта облюбовал я дивное место между Покровским и Спасо-Евфимиевым монастырями. О живописности этого места рассказать словами невозможно, на экране это будет выглядеть куда убедительней". Убедительность, доведённая до откровенного натурализма, и стала программным требованием творческого почерка режиссёра. Жёсткие требования предъявлялись к актёрам. Исполнитель главной роли, никому не известный актёр из Свердловска Анатолий Солоницын, бывало? днями не разговаривал, вживаясь в образ иконописца Андрея Рублёва, давшего обет молчания. Николай Бурляев семь дублей подряд, не меняя одежды,  падал в осеннюю хлябь с обрыва на камни, кусты и кочки. На теле молодого актёра насчитали почти 30 кровоподтёков, а после съёмки Тарковский сам растирал тело Бурляева спиртом. Поэт Николай Глазков, изображавший мужика, воспарившего на летательном аппарате с кровли храма Покрова на Нерли, так увлёкся, что сломал лодыжку и не смог довести роль до конца. Чтобы снять единственную в фильме своего рода эротическую сцену-ночь на Ивана Купалу-организаторы съёмок под покровом темноты собрали на берегу речки Содышки массовку из нескольких десятков обнажённых женщин и мужчин, которые должны были тайком совершать языческий обряд.

Тарковский жестокими сценами пытался рассказывать о времени столь же жестоком, иногда первобытно диком. Вспомните хотя бы эпизод пытки ключаря Успенского собора Патрикия, которому монгольские ратники вливали в рот горячую смолу. Снимая набег царевича Талыча на Владимир, режиссёр решил показать пожар Успенского собора. На крышу были подняты дымовые шашки на металлических подносах. На подносы должны были уложить слой песка, страховавшего от возгорания. Но рабочие то ли забыли , то ли не захотели поднимать такую тяжесть на 30-метровую высоту собора. От раскалённых шашек  стропила храма стали тлеть, а затем вспыхнули. Настоящий пожар вместо бутафорского! К собору с бесценными фресками Андрея Рублёва примчались пожарные машины, а Тарковский в смятении и отчаянии уехал в свой номер в гостинице "Владимир". По счастью быстро организовали ремонт храмовой кровли, так как Госкино расплачивалось за нанесённый ущерб живыми деньгами. Раненая лошадь при съёмке штурма в агонии бросилась на камеру оператора Вадима Юсова. Но тот, не дрогнув, продолжил съёмку. В одном из эпизодов планировалось показать горящую корову. И корову действительно сожгли заживо в пойме Клязьмы. Но мечущееся, объятое пламенем животное в окончательный вариант фильма не вошло: эти кадры Тарковского попросили убрать из-за безжалостного натурализма.

В кинозале Владимирского обкома КПСС летом 1966 года собрался весь партийный аппарат, видные представители интеллигенции. Когда прошли последние кадры фильма "Страсти по Андрею", Тарковский попросил присутствовавших что-нибудь сказать об увиденном на экране. Те молчали, а затем так же молча потянулись к выходу. Создатели фильма были подавлены такой реакцией. Они поняли, что их детищу уготован тяжёлый крестный путь к зрителям. Так и случилось. Пять лет пролежав на полке, урезанный почти наполовину фильм Тарковского под названием "Андрей Рублёв" вышел-таки на экраны СССР. Его ждали суровые упрёки и недоумённые вопросы критиков. И это при том, что за два года до этого фильм получил одну из наград Каннского кинофестиваля. Впрочем, трудная судьба была почти у всех шедевров Андрея Тарковского.И все семь снятых им кинофильмов-от студенческого "Каток и скрипка" до последнего "Ностальгия"- были отмечены наградами, правда, зарубежными. В России не было и нет другого такого режиссёра. Можно утверждать, что из всех российских кинорежиссёров остальному миру известно по-настоящему только имя  Тарковского, окончившего свои дни в Париже. Увы, посмертное признание заслуг мастера в его отечестве всегда исполнено чувства горечи.  А его "Андрей Рублёв", снятый на Владимирщине, ещё в 1978 году включён в Список 100 лучших фильмов в истории мирового кино.



Выберите рассылку