проекты
23.04.2012 757

Листая старый календарь: 20 апреля 2012 год

Сын Божий Христос Муромского уезда. Очередную главу нашей краеведческой рубрики открывает её автор Валерий Скорбилин.

Это было 340 лет тому назад. В 1672 году в стольном граде Москве поселился некто Иван Тимофеевич Суслов. Там он имел собственный дом, называемый "дом Божий" и "новый Иерусалим". Сам себя этот человек преспокойно именовал Христом и пользовался почитанием и вниманием среди многих людей. Иван Суслов и его единомышленники были представителями так называемых хлыстов или христововеров. Это одно из старейших в России внецерковных религиозных течений - иначе говоря, сект.

Известный русский писатель, он же исследователь религиозных течений, Мельников-Печерский в книге "Тайные секты" так пишет об Иване Суслове. "Родился он около1616 года в Муромском уезде, в селе Максакове, принадлежавшем тогда Нарышкиным, от богородицы Арины Нестеровны. Такое чудо будто бы указало людям на то, что родился в мир не прост человек, а сам христос, сын бога вышнего. Когда Ивану Тимофеевичу исполнилось тридцать лет, был он позван "верховным гостем" Данилой Филипповичем в Кострому. В деревне Старой верховный сделал его "живым Богом" и дал ему "бОжество". Здесь надо пояснить, что Данила Филиппович считался "верховным гостем" потому, что в 1645 году в Стародубской волости Муромского уезда, в приходе Егорьевском, на горе ГорОдина, сошёл на землю сам Господь Саваоф и вселился в плоть Данилы Филипповича, и дал людям 12 новых заповедей. Отсюда следовало, что все преемники Данилы Филипповича  уже автоматически были христами, а первым из них - Иван Суслов. Вторым христом был Прокопий Данилович Лупкин, живший в Нижнем Новгороде, а затем в Москве. При христах были и богородицы: имя первой не известно, а вторую звали Акулина Ивановна. Были и апостолы числом 12. Перед тем, как осесть в Москве, Иван Суслов проповедовал на Оке и на Волге и всюду, куда ни являлся, находил последователей. По свидетельствам современников, Суслову открыто воздавали божеские почести: он восседал перед народом на престоле с венцом на голове.

Название "хлысты" происходит от встречавшегося в их среде обряда самобичевания или от искажённого слова "христы". Отдельные общины хлыстов называются "кораблями". Во главе каждого стоит "кормщик", называемый богом, христом, апостолом и т.п. Каждый кормщик в своём корабле пользуется неограниченной властью и  почитанием. "Кормщицу" называют "богородицей". По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неограниченное число раз: за одним христом является другой. В целом хлысты провозглашают строгий аскетизм, пищевое и половое воздержание. Не признают государство,  священников и священные книги, т.к. ещё упомянутый Данила Филиппович собрал все книги и утопил в Волге, заповедовав верить лишь в дух святой. Богослужения хлыстов, называемые "радения",проходят по ночам и состоят в самобичевании и кружении, во время которых они доходят до состояния экстаза.

Вернёмся же к Ивану Суслову. В период его жизни в столице многие московские монастыри заражаются хлыстовщиной. В 1716 и 1721 годах, то есть в царствование Петра Первого, были возбуждены первые судебные дела о хлыстах. Сам Суслов умер именно в 1716-ом, якобы на 101-ом году жизни. Тело его было перенесено в женский Ивановский монастырь, а над могилой устроен памятник с надписью: "Погребён святой угодник Божий". Могила была очень почитаема хлыстами, пока в 1739-ом императрица Анна Иоанновна не распорядилась останки обоих христов - Ивана Суслова и Прокопия Лупкина - выкопать, вывезти в поле, сжечь и развеять прах по воздуху.

В старой России хлыстам сочувствовали художник Боровиковский и даже обер-прокурор священного Синода, позднее министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын, философ Розанов. Возможно, хлыстовские корни имел Григорий Распутин. Тот же Мельников-Печерский написал о быте хлыстов роман "На горах". Хлысты дали начало другим сектантским ответвлениям: скопцы, постники, молокане и иже с ними. Память о лжехристе Иване  Суслове до сего времени составляет предмет благоговения хлыстов, как и места , связанные с его именем. В нескольких областях современной России и сегодня есть небольшие общины хлыстов. Почти четыре века существования экстравагантной секты дают обильную пищу для размышлений о причинах её живучести. Сбывается пророчество Христа подлинного, сына Божия, данное нам в евангелиях: "Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят".







Комментарии

Введите слово
с картинки