Русский бунт в эпоху Средневековья. О судьбоносном эпизоде владимирской истории расскажет Валерий Скорбилин в очередном выпуске нашей краеведческой рубрики.
750 лет назад, в 1262 году, в городах Владимиро-Суздальской Руси вспыхнули восстания антиордынского характера. Последствия этих волнений были неоднозначны. С одной стороны, произошло смягчение некоторых реалий монголо-татарского ига. С другой, восстания, возможно, косвенно способствовали преждевременной кончине главной политической фигуры середины 13-го столетия-великого князя владимирского Александра Ярославича, носившего прозвище Невский.
Пятью годами раньше, с помощью привезённых китайских специалистов, монголы организовали первую всеобщую перепись населения Руси. Она охватила все княжества, подчинённые великому князю владимирскому. Великий хан Мункэ повелел возможно более точно провести учёт населения империи, чтобы планомерно рекрутировать воинов и собирать налоги. Поскольку данью облагались подушно, богатым было уплатить её легче, чем бедным. Поэтому в крупных городах зрело недовольство. Однако избежать переписи было невозможно, и в целом население Владимиро-Суздальского княжества не сопротивлялось. Александр Ярославич вызвался сам сопровождать переписчиков в своих землях.
Исключением, как всегда, были новгородцы, отказавшиеся впустить переписчиков в свой город, которым правил сын Невского Василий. Отец, прибыв в Новгород с ханскими послами, за жизнь которых поручился, жестоко расправился с зачинщиками бунта-лишил их зрения, объявив, что тому, кто не видит происходящего, глаза всё равно не нужны. Родного сына Александр пощадил, оставив того тихо умирать от пьянства. Несмотря на преподанный урок, в 1258-ом году в Новгороде вновь вспыхнул мятеж. Он был жестоко подавлен Александром Ярославичем. Это шокировало новгородцев, но заставило подчиниться. В конце концов, новгородские власти сами взяли на себя обязательство вербовать рекрутов и собирать налоги. Это было очень важной уступкой со стороны монголов, а по сути - ценой, которую они заплатили Александру Невскому за сотрудничество с ними.
Но проблемы со сбором дани на Руси продолжались. Около 1260 года монгольские ханы изменили порядок её взимания. Они отдали её на откуп восточным купцам-бесерменам (отсюда позднее возникло слово "басурман", в значении чужеземец, иноверец). Само взимание дани сделалось источником дохода. Поборы бесерменов разоряли Русь, с трудом оправившуюся от военных разрушений. Почти все скудные доходы уходили на выплату дани. Эти притеснения переполнили чашу народного терпения. В 1262 году во Владимире, Суздале, Переяславле, Ярославле жители поднялись при звоне вечевых колоколов. Горожане перебили многих сборщиков дани и монголов. По одной версии, восстание было вдохновлено самим Александром Невским: в пользу её говорит одновременность народных выступлений во всех крупных городах. Великий князь, естественно, не был заинтересован в простой перекачке русских денег в Орду. По другой версии,более убедительной, мятеж городов Владимиро-Суздальской Руси стал такой же неожиданностью для великого князя, как и для монголов. Но не имея в своём распоряжении достаточно дружин, Александр оказался не в состоянии сдержать восставших.
По проложенным монголами дорогам вести о восстании Руси быстро долетели до хана Берке. Над русской землёй нависла гроза ханского гнева. Мятеж был некстати для обеих сторон. Берке в это время вёл войну с Персией, Александр готовил поход на ливонских рыцарей. Он всё-таки отправил войско в Ливонию под началом брата Ярослава и сына Дмитрия, а сам двинулся в ордынский Сарай-отмаливать людей от беды. Великий князь Владимирский провёл в Орде почти год. В конечном итоге, Александру, очевидно, удалось убедить хана в том, что не русские виноваты в случившемся побоище, а нанятые монголами бесермены. Мы не знаем подробностей того, как он умилостивил хана, сохранив прежние льготы для Руси и даже освободив русских воинов от необходимости участия в персидском походе. Как бы то ни было, с той поры контроль за сбором дани окончательно перешёл в руки русских князей, они стали пользоваться относительной независимостью от монголов в своих княжествах. Как известно, от Берке Александр Ярославич возвращался уже больным и скончался в Городце на Волге 14 ноября 1263 года на 43-м году жизни. Версия о том, что он был якобы отравлен, трудно объяснима в свете всех уступок, сделанных князю в Орде. Спору нет, Александр Ярославич сделал заметный шаг на пути освобождения Руси от ордынскогой власти. Но до её окончательного падения оставалось ещё более двух веков.