Top.Mail.Ru
Листая старый календарь

Листая старый календарь: 19 августа 20011 год

Опубликовано: 19 августа 2011 года
Листая старый календарь: 19 августа 20011 год
Горящая корова и летающий мужик как свидетельства эпохи. Об очередной знаменательной  дате радиослушателям расскажет ведущий нашей традиционной краеведческой рубрики Валерий Скорбилин.

45 лет назад, летом 1966 года во Владимире состоялся первый публичный просмотр художественного кинофильма "Андрей Рублёв"  режиссёра Андрея Тарковского (авторское название "Страсти по Андрею"). Почти все натурные съёмки происходили на территории и в окрестностях Владимира и Суздаля. Новая работа Тарковского немедленно стала знаменитой, точнее скандально-знаменитой. Впрочем, скандальную репутацию фильм приобрёл уже в период съёмок. Яркие эпизоды этого периода описаны в книгах суздальского журналиста Юрия Белова и генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника в ту пору Алисы Аксёновой.

Когда ещё весной 1965-го у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале был вырыт котлован, жители встревожились не на шутку: неужели рядом с древним памятником начнётся стройка? Но пришло время, и в котлован уложили по частям громадный колокол. Это было нужно для съёмок одной из трёх новелл фильма. "С вертолёта облюбовал я дивное место между Покровским и Спасо-Евфимиевым монастырями. О живописности этого места рассказать словами невозможно, на экране это будет выглядеть куда убедительней", записал впоследствии Андрей Тарковский. Убедительность, доведённая до откровенного натурализма, и стала программным требованием творческого почерка режиссёра. Жёсткие требования предъявлялись к актёрам. Исполнитель главной роли, никому не известный актёр из Свердловска Анатолий Солоницын, бывало, днями молчал, вживаясь в образ Андрея Рублёва, давшего обет молчания. Николай Бурляев семь раз подряд, не меняя одежды, при съёмках падал в осеннюю хлябь с обрыва на камни, кусты и кочки , когда его герой Бориска нашёл глину для колокола. На теле актёра Солоницын насчитал почти 30 кровоподтёков, а Тарковский сам растирал Бурляева спиртом после съёмки. Поэт Николай Глазков, изображавший мужика, воспарившего на летательном аппарате с крыши храма Покрова на Нерли, так увлёкся, что сломал лодыжку  и не смог довести роль до конца. Чтобы снять своего рода единственную в фильме "эротическую" сцену- ночь на Ивана Купала, - организаторы съёмок под покровом темноты собрали на берегу реки Содышки массовку из несколько десятков обнажённых женщин и мужчин, которые должны были тайком совершать языческий обряд.

Тарковский жестокими, часто натуралистическими сценами рассказывал о времени столь же жестоком, иногда первобытно диком. Снимая набег царевича Талыча на Владимир, режиссёр решил показать пожар Успенского собора. На крышу были подняты дымовые шашки на металлических подносах. На подносы должны были уложить слой песка, но рабочие то ли забыли, то ли не захотели поднимать такую тяжесть на 30 метровую высоту. От раскалённых шашек стали тлеть стропила собора, а затем вспыхнули. Настоящий пожар вместо бутафорского! К собору с бесценными фресками Андрея Рублёва примчались пожарные машины, а Тарковский, перепугавшись, в отчаянии уехал в свой номер в гостинице "Владимир". По счастью, быстро организовали ремонт кровли храма, так как Госкино расплачивалось живыми деньгами. Одна из раненых лошадей при съёмке штурма в агонии бросилась на камеру оператора Вадима Юсова. Но тот, не дрогнув, продолжал съёмку. Одним из эпизодов должна была стать горящая корова. И корову действительно сожгли заживо в пойме Клязьмы. Но мечущееся, объятое пламенем животное в окончательный вариант фильма не вошло: эти кадры Тарковского попросили убрать ввиду их безжалостного натурализма.

В кинозале обкома КПСС летом 1966 года собрался весь партийный аппарат, видные представители интеллигенции. Когда прошли последние кадры фильма и экран погас, Андрей Тарковский попросил собравшихся высказать мнения о фильме. Но непривычность увиденного поразила многих как громом. Ответом режиссёру было напряжённое молчание зала,  а затем люди потянулись к выходу. Создатели фильма были шокированы. Они поняли, что их детищу уготован тяжёлый крестный путь к зрителям. Так и случилось. Лишь через пять лет, в 1971-ом, фильм под названием "Андрей Рублёв", урезанный почти наполовину от первоначального варианта, вышел-таки на экраны СССР. В основном, творение команды Тарковского удостоилось суровых упрёков и недоумённых вопросов со стороны критики. Одним из тех, кто отрицательно оценил фильм, был выдающийся историк и искусствовед, уроженец Владимира Николай Николаевич Воронин. Он назвал его антиисторической попыткой дегероизировать прошлое России и даже написал целую рецензию по поводу вольностей фильма, правда, она осталась неопубликованной. Однако, со временем оценки фильма изменились в благоприятную сторону, и он ещё при жизни создателей занял место в списке нетленных шедевров всемирного кинематографа. А своим рождением 45 лет назад этот шедевр обязан нашей Владимирской земле.

Валерий Скорбилин, "Радио России-Владимир"
Выберите рассылку