проекты
04.05.2012 510

Листая старый календарь: 4 мая 2012 год

Юный царь и его юный флот. Очередную главу нашей краеведческой рубрики открывает её неизменный автор Валерий Скорбилин.

320 лет назад, 1 мая 1692 года, в городе Переславле-Залесском, относившемся в ту пору к Владимирскому краю, на воды Плещеева озера был спущен первый корабль российского военного флота. Почему это произошло вдали от морской стихии? Кому флот российский обязан своим рождением? Хранит ли сегодня переславская земля память о ярком событии отечественной истории? Обо всём - по порядку.


Жемчужина России - Плещеево озеро - одно из самых чистых и глубоководных, издавна было собственностью московских государей. Юный царь Пётр 16-летним впервые посетив озеро в 1688 году, был очарован его красотой и величием. Здесь находилось Преображенское, имение Нарышкиных, то есть матери Петра. Вскоре у Петра сложилась своя, как тогда выражались, "кумпания" в Преображенском и немецкой слободе под Москвой. В ней были генералы Гордон из Шотландии и Лефорт из Швейцарии, будущий адмирал Апраксин, князья Меньшиков и Ромодановский. Их всех юный царь привлекал к своим "потешным" играм. Здесь, на Плещеевом озере, Пётр решил заложить и "потешную" флотилию.

В эпоху Петра I определение "потешный" применительно к воинскому делу значило "показательный", "примерный", "предназначенный для учебных манёвров". В ходе потешных сражений на суше и на воде выковывались кадры солдат и матросов, офицеров, генералов и адмиралов, отрабатывались боевые навыки. Юный царь сам участвовал в воинских упражнениях, быстро научился стрелять из ружья и пушки, копать шанцы (окопы), наводить понтоны, закладывать мины и многому другому. Первоначально судоверфь располагалась в устье реки Трубеж, впадающей в Плещеево озеро.  К нему был прорыт канал для спуска построенных кораблей. Крупные суда строились непосредственно на берегу. "Царский "потешный двор" и "деловой двор" расположились на высоком холме Гремяч. На постройку кораблей и содержание двора Пётр ввёл специальный сбор "по гривне со двора". Царь принимал личное активное участие в сооружении судов, с ним трудились 16 преображенцев, соратников по сухопутным потехам. Обучали русских строительству морского флота, разумеется, голландские корабельные мастера. К апрелю 1689 года "суды все кроме большого корабля. в отделке и удались все зело хороши", - отписывал  Пётр матушке. 1 мая 1692 года на воду спустили первый фрегат. А всего на Плещеевом озере  построили два фрегата, три яхты, несколько галер.

Через год жажда настоящего морского простора уводит Петра в Архангельск, на Белое море, в то время единственный морской порт России. Здесь закладываются настоящие морские корабли, здесь Ромодановский и Лефорт становятся адмиралами, здесь Пётр придумывает красно-сине-белый морской флаг для российского флота , ставший впоследствии государственным. Позднее внимание царя переключилось на Чёрное море, доступ к которому России блокировала Турция. Пётр решил и эту задачу. По образцу Переславля, он велел заложить ещё одну сухопутную  судоверфь- в Воронеже. Река Воронеж-судоходный приток Дона, в устье которого находился турецкий форпост-крепость Азов. Весной 1696 года турки внезапно увидели под Азовом армию и имперский флот из 2 фрегатов, 23 галер и 4 брандеров, не считая десятков мелких судов. Взятие Азова открыло России путь к Чёрному морю. Впереди была Балтика, основание Петербурга. В том же году Пётр подписал государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота.   

А переславские "потешные" корабли все эти годы оставались не у дел. На склоне жизни, зимой 1722 года,  Пётр посещает гавань своей молодости. Разгневанный плачевным состоянием "потешной" флотилии, царь пишет грозный указ: "Воеводам переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Пётр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года". Пожар 1783 года поставил окончательную точку в трагической судьбе петровской флотилии. Счастливая судьба выпала на долю бота, пророчески названного Петром "Фортуна". Ему довелось уцелеть. После пожара сохранились остатки царского дворца, других кораблей, уникальные корабельные украшения. Сегодня музей-усадьба "Ботик Петра I"-старейший провинциальный музей России, открывшийся ещё в 1803 году. Здесь устроена триумфальная арка и сооружён памятник Петру I. Усадьбу в Переславле-Залесском посещали императоры российские и великие князья. А 10 лет назад- президент России Владимир Путин слушал 40 минутную экскурсию о том, с чего начинался регулярный флот России.  




Комментарии
Выберите рассылку