Жанна д`Арк бельгийского народа и её суздальские корни. Новую главу нашей краеведческой рубрики открывает её автор Валерий Скорбилин.
30 лет назад, то есть в 1982 году,на киностудии "Мосфильм" режиссёр Эдмон Кеосаян окончил работу над фильмом "Где-то плачет иволга...". Роль главной героини Марины Шафровой исполнила 25-летняя уроженка города Струнино Александровского района Владимирской области, восходящая звезда советского кино актриса Людмила Нильская. Фильм рассказывал о необыкновенном подвиге русской женщины, совершённом в Великую Отечественную войну вдали от родины. Кто же такая Марина Шафрова?
Старинный дворянский род Шафровых известен со средних веков. Его представители издавна владели сёлами и деревнями в Суздальской земле. Они значились в т.н. Бархатной книге, куда вносились столбовые дворяне, и в родословной книге Владимирской губернии. Многие Шафровы служили Отечеству на ратном поприще, будучи морскими офицерами и генералами. По корням своим Марина Шафрова приходилась праправнучкой Александре Пожарской, которая восходит прямиком к князю Дмитрию Пожарскому, герою Смутного времени. Её взял в жёны Никанор Шафров, поручик екатерининской эпохи. Их сын Павел был флотским генералом, как и его сын Александр. Следующее звено рода-Александр Александрович Шафров, также стал морским офицером. Служил на крейсере "Аврора" и участвовал в обороне Порт-Артура. 30 марта 1908 года в Ревеле (так назывался нынешний Таллин) у него родилась дочь,имя которой - Марина - не назовёшь случайным для семьи морского офицера. После Октябрьской революции капитан 1 ранга Александр Шафров отказался служить большевикам. Из Эстонии семья переехала в Бельгию, где Марина вышла замуж за русского эмигранта Юрия Марутаева. Так у неё появилась двойная фамилия.
В мае 1940 года Бельгию оккупировали немецко-фашистские войска. Местное население пассивно подчинилось вторжению, и это не давало покоя Марине. Через год Германия напала на СССР, это стало сигналом для русской патриотки, чтобы вступить в борьбу. Марина развернула пропагандистскую работу среди местного населения. Записывая сводки Совинформбюро, она с единомышленниками переводила их на французский, размножала на пишущей машинке, а вечером по городу разбрасывали листовки с заголовком "Говорит Москва". В октябре 1941-го Марина и Юрий Марутаевы вступили в ряды Бельгийского Сопротивления и занялись подрывной деятельностью: разбрасывали на автострадах металлические шипы, гнутые гвозди, битое стекло, изготовляли взрыватели, поджигали немецкие бензоцистерны. Не получив поддержки бельгийцев, Марина отважилась на решительные действия сама. 8 декабря 41-го перед зданием немецкой комендатуры Шафрова-Марутаева ударом ножа смертельно ранила заместителя военного коменданта Брюсселя. Пользуясь суматохой и растерянностью гитлеровцев, вскочила в трамвай и скрылась.
Немецкое командование пришло в ярость. Оккупанты в ответ взяли 60 заложников и объявили, что , если в течение недели, к 20 часам 15 декабря, убийца не будет найден, всех заложников расстреляют. О теракте в столице Бельгии было доложено Гитлеру. На поиски убийцы майора Крюге были брошены значительные силы карательных органов рейха. День расправы приближался. Накануне вечера 15 декабря Марина попрощалась с мужем Юрием Марутаевым, поцеловала семилетнего Никиту и трёхлетнего Вадима и вышла на улицу. В одном из самых многолюдных мест города женщина достала из сумочки обыкновенный кухонный нож и убила им капитана германской армии. Марину задержали, а 60 заложников были освобождены. К тюрьме Сен-Жиль, куда увезли русскую партизанку, жители Брюсселя в тот же вечер стали приносить цветы.
Члены военного рейхсуда с удивлением смотрели на хрупкую женщину, стоявшую перед ними. "Убитый вами немецкий майор-отец троих детей. Как вы могли совершить то, что сделали, если у вас самой есть дети?" На эти и другие вопросы Марина Александровна отвечала , что не раскаивается в содеянном и, будь она на свободе, продолжала бы убивать оккупантов. Суд приговорил её к расстрелу. Однако военный губернатор Бельгии, опасаясь волнений, отказался утвердить приговор. Тогда подсудимую отправили в Германию, где состоялся повторный суд с тем же приговором. Фюрер, лично следивший за процессом, вынес окончательный вердикт: расстрел-это мягко; заменить на смертную казнь гильотинированием. 31 января 1942-го в женской тюрьме Кёльна Марина Шафрова-Марутаева была обезглавлена. Ей шёл только 34-й год. После войны, по просьбе королевы Бельгии, захоронение Марины было разыскано, прах её с воинскими почестями был перезахоронен на центральном кладбище Брюсселя среди могил национальных героев страны. Её посмертно наградили Боевым крестом с пальмовой ветвью и Рыцарским крестом, медалью Сопротивления. Здесь её называют бельгийской Жанной д`Арк. В 1978 году в СССР Марину Александровну посмертно удостоили ордена Отечественной войны 1-й степени, в 2006-ом ордена Великой Победы, а в январе 2010 года на Александровском подворье в Москве установлена мемориальная доска Марине Александровне Шафровой-Марутаевой. Она была наследницей суздальских дворян, и не уронила честь предков, став героиней своего жестокого времени.