Top.Mail.Ru
Листая старый календарь

Листая старый календарь. 19 октября 2012 год

Опубликовано: 19 октября 2012 года
Листая старый календарь. 19 октября 2012 год
Франция и Владимирщина - связь через века. Очередную главу нашей краеведческой рубрики открывает её неизменный ведущий Валерий Скорбилин.

Как известно, владимирские ополченцы в войне 1812 года до Парижа не дошли -Кутузов отправил их по домам. Зато спустя двести лет, с 24 по 26 октября сего года администрация области совместно с российским посольством будет представлять наш регион в столице Франции. В рамках визита французской стороне передадут чек на восстановление памятника городскому голове Владимира Николаю Сомову. Он похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де Буа. Понятно, что это не единственная фигура, связывающая Владимирскую землю  с belle France, "прекрасной Францией", как говорят о своей стране её коренные жители.

В 1839 году маркиз де Кюстин проехал по России, издав  подробнейшие записки о своём путешествии. Он побывал в Александровской слободе, оставив нелестную характеристику Ивана Грозного. Во Владимире, который показался маркизу  " с виду неизменным русским городом". А в Покрове лошади маркиза понесли со страху так, что де Кюстин едва не вылетел из кареты. Они встретились с чёрным слоном, подаренным персидским шахом русскому императору. "В России есть порядок; одному Богу известно, когда в ней появится цивилизация", - одно из многочисленных резюме маркиза-путешественника. А почти на 20 лет позднее де Кюстина в Переславский уезд Владимирской губернии заехал по пути из Нижнего сам Александр Дюма-отец. "Ты ведь знаешь, как я люблю селёдку, а потому не удивляйся, что я ездил в Переславль, чтобы полакомиться ею", -писал знаменитый писатель и гастроном сыну в Париж. Пройдёт более века, и в 1964-ом из Парижа  во Владимир и Суздаль  пожалует ещё один великий литератор и философ, будущий нобелевский лауреат Жан-Поль Сартр с женой, писательницей Симоной де Бовуар. В ту пору Сартр ещё был поклонником марусизма и СССР. Супруги останавливались в гостинице "Владимир" и знакомились с достопримечательностями обоих городов.

Знаменитая французская писательница Натали Саррот никогда не забывала о своих глубоких русских корнях. Наталья Ильинична Черняк по рождению  появилась на свет в 1900 году в городе Иваново-Вознесенске Владимирской губернии. Она  стала основоположницей так называемого "нового романа" и обладательницей нескольких литературных премий на своей второй родине. Шесть раз приезжала в Россию после эмиграции. У многих других россиян, напротив, были причины не возвращаться в отечество никогда. Живший во Владимире и обзаведшийся здесь семьёй Александр Герцен окончил свои дни в Париже, а похоронен в Ницце. Чиновник владимирской казённой палаты, а затем великий русский писатель Иван Шмелёв умер там же, как и женившийся на владимирской земле Фёдор Шаляпин. Как и друг его, живописец Константин Коровин, выстроивший в Переславском уезде дачу-мастерскую. Но Шмелёву и Шаляпину всё-таки повезло больше: их останки вернулись в Россию. Навсегда остались во французской земле выпускник владимирской гимназии "поэт-солнце" Константин Бальмонт и создатель фильма об Андрее Рублёве кинорежиссёр Андрей Тарковский, который во время съёмок едва не сжёг Успенский собор во Владимире. Увидеть Париж и умереть-это, можно сказать, про них, мятежных, просивших и бури, и покоя. Холодные ветры истории унесли во Францию в разное время  и владельца неповторимой усадьбы в Муромцево Судогодского уезда полковника Храповицкого, и всей России известного фабриканта Савву Морозова, хозяина текстильной мануфактуры в Покровском уезде, и рождённого во Владимире депутата Государственной думы от партии кадетов Ивана Алексинского, и нашего современника, поэта и правозащитника из Камешкова Виктора Некипелова, успевшего издать в Париже сборник стихов и скончавшегося там же в 1989 году.

Иные уезжали просто подлечиться в Париж и Ниццу, да так и умирали в чужой стране. Взять хоть почётного гражданина Владимира генерал майора Константина Чевкина, благодаря которому через Владимир пролегли и Нижегородское шоссе, и железная дорога в  1862 году. Или крупнейшего стекольного магната Ивана Сергеевича Мальцова, на средства которого построен нынешний авиамеханический колледж. Но не только же лечиться или в изгнание уезжали наши во Францию. Муромский предводитель дворянства, князь Лев Голицын окончил Сорбонну, стал основоположником производства российского шампанского и получил за него гран-при на парижской выставке 1900 года. А купец Матвей Кузнецов поразил парижан ещё раньше свои фарфором, произведённым в Покровском уезде. Дмитрий Советкин, первый директор владимирского земского ремесленного училища имени Ивана Мальцова, получил в Париже гран-при за свою уникальную систему профобразования. Помещик Владимирской губернии, князь Алексей Салтыков восхитил учёных-этнографов вышедшими в Париже на французском языке своими "Путешествиями по Персии и Индии". А выдающийся физик, сын владимирского купца Александр Столетов получил в столице Франции орден Почётного легиона за свои открытия.

Удивительные факты о связывающих Владимирскую землю с Францией людях открываются совершенно неожиданно. В 1986 году многие советские СМИ сообщили о первых в СССР человеческих родах в морской воде. Событие произошло на черноморском побережье, вблизи города Судак. Так появилась на свет жительница Владимира Эя Багрянская. Через два года вместе с родителями она переселилась в Париж. Нынешней весной в городке Иссанжо, неподалёку от Лиона, скончалась "чайка русской поэзии", как назвал её Евгений Евтушенко, поэтесса Ларисса Андерсен, первая любовь владимирского писателя Валерия Юрьевича Янковского. Они познакомились на Дальнем Востоке, а дальше была эмиграция. Ларисса Андерсен умерла на 101-ом году жизни. И ещё об одном знаменитом эмигранте . В истории Владимирского Успенского собора есть упоминание о том, что в 1708 году на собственные средства царского стольника Григория Племянникова возобновлён обветшавший иконостас храма. Потомком царского стольника, как выяснилось,  является Вадим Игоревич Племянников-никто иной как знаменитый французский кинорежиссёр Роже Вадим, отец которого покинул Россию после 1917 года. Наследницей же фамильного дворянского герба Племянниковых можно считать его единственную официальную жену. Её имя знает весь мир - Брижит Бардо.