Top.Mail.Ru
Листая старый календарь

Листая старый календарь: 7 октября 2011 год

Опубликовано: 7 октября 2011 года
Листая старый календарь: 7 октября  2011 год
Аргентина оказалась к нему благодарнее, чем Россия. Так заявляет тему очередной главы нашей краеведческой рубрики её неизменный автор Валерий Скорбилин. Радиослушателей ожидает ещё одна история о том, что нет пророка в своём отечестве.

Героем этой истории является учёный, навсегда оставшийся молодым. Его имя -Николай Михайлович Альбов, выдающийся флорист, а говоря более понятно, ботаник. Слово, известное каждому. Но далеко не каждый слышал фамилию Альбова, 145 лет со дня рождения которого исполнилось 3 октября по старому календарю.

Отец Николая Альбова был потомственным священником, о чём говорит его искусственно латинизированная фамилия, которую можно перевести, как "Белов". За участие в двух войнах России-Крымской и Турецкой-Михаил Стефанович Альбов был удостоен многих медалей и орденов, высший из которых - Святой Владимир 3-й степени "с мечами" - давал право на пожизненное дворянство. Между двух войн, в 1866 году, в селе Павлово Нижегородской губернии (ныне этот город Павлово-на-Оке)  и появился на свет Коля Альбов. Из-за переездов отца, войскового священника, мальчик начал учиться в Шуйской гимназии Владимирской губернии, а окончил обучение уже в самом губернском центре в 1884 году. Семья квартировала в Солдатской слободе, в доме №23 по нынешней улице Красноармейской, который прекрасно сохранился. Только этим фактом и привязан Николай Альбов к городу на Клязьме. Однако в списке знаменитых выпускников Владимирской мужской гимназии, выбитом на мемориальной доске на её здании, фамилии Альбова нет. Что уж говорить о доме, где он жил... Видимо, кто-то решил, что Альбов знаменит недостаточно. Но это как посмотреть.

С 1884 года Николай Альбов - студент естественного отделения физико-математического факультета Московского императорского университета. Однако доучиться в первопрестольной ему не удалось. Неожиданно подкравшаяся чахотка вынудила переехать на юг, где в Одессе он окончил Новороссийский университет. Свою научную работу Альбов начал с экспедиции в Колхиду, то есть современную нам Абхазию. Аргонавты искали здесь "золотое руно", Альбов - неоткрытые и несистематизированные ботанические объекты, свойственные этой области. За семь лет - пять экспедиций. Десятки неизвестных ранее растений были описаны и вошли в капитальный труд "Материалы для флоры Колхиды". Учёный защитил кандидатскую диссертацию по теме "Характеристика растительных поясов Абхазии". Его избрали членом-корреспондентом Ботанического общества Женевы, что считалось большой честью для иностранца. Но научные успехи не улучшили статус Альбова: ему смогли предложить лишь должность внештатного лаборанта при университетской кафедре. Не удивительно, что осенью 1895 года Николай Альбов покинул Старый свет и отправился открывать свою Америку. В буквальном смысле.

В аргентинском городе Ла-Плата Альбова ждала должность хранителя отдела ботаники в местном музее. "Это огромное учреждение, подобного которому я не видал даже в Европе,- писал Николай Михайлович из Аргентины.- Коллекции музея богатейшие. Имеется собственная типография, где печатаются три великолепных ежегодных издания". Конечно же, начались научные экспедиции. Меньше чем за два года неутомимый исследователь успел объездить Патагонию и остров Огненная Земля, побывал на склонах Кордильер, в Чили и Парагвае.Он быстро схватывал чужие языки, например, наречия индейцев Южной Америки, в дополнение к французскому, немецкому, английскому, испанскому языкам, на которых говорил свободно. "Я счастлив,- писал родным Альбов.- Я скитаюсь, как настоящий цыган, но везде оставляю за собой настоящий след. Этот след не пропадёт даром." В начале 1896 года с далёкой родины пришло известие об избрании Николая Михайловича действительным членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Стремясь всё успеть, больной туберкулёзом Альбов буквально загнал себя. 24 ноября 1897 года он скончался в столице Уругвая Монтевидео. Но могила русского учёного находится всё-таки в аргентинском городе Ла-Плата.

Судьба отпустила Николаю Альбову всего 31 год жизни. Сколько бы успел сделать ещё этот труженик и мученик науки, проживи он дольше!... Научные труды выпускника Владимирской мужской гимназии вошли в золотой фонд ботанической и географической науки о Кавказе и Огненной земле. Собранные и описанные им растения украшают ботанические коллекции мира. Ботаники разных стран присвоили видовое имя Альбова двум десяткам растений. В Абхазии есть озеро, пещера и горный пик, носящие имя Альбова. В 1996 году в этой республике выпущена почтовая марка к 130-летию рождения учёного. Наиболее ценные экспонаты, связанные с его жизнью, сегодня хранятся на его родине,  в историческом музее города Павлово-на-Оке. Это присланные из Аргентины печатные работы естествоиспытателя на испанском языке. Некоторые из этих трудов были изданы и в России в переводе старшей сестры учёного Александры Михайловны. След Николая Альбова действительно не пропал даром. Только до сих пор не видно памяти о нём на Владимирской земле, по которой он когда-то ходил гимназистом.
Выберите рассылку